Продолжаю собирать мои записи на просторах интернета. Эта небольшая статья участвовала в конкурсе психологических и около-психологических статей на портале Ассоциации Практических Психологов ГИПНАРТ в 2012 году и заняла почетное третье место:)
ПРО ПРОГРАММЫ. ЗАПИСКИ НЕ ПРОГРАММИСТА |
Расскажите про программы!
Про какие про программы?
Про программы, про программы, про программочки свои!
(скороговорка)
Каждый человек рождается, да еще и до рождения имеет набор программ, которые разворачиваются по мере его роста. Плод в утробе развивается согласно своим закономерностям, заложенным в памяти клеток и генов. Разворачиваются сложнейшие процессы построения органов, всего организма. Осмелюсь предположить, что существуют программы в нашей психике. Они есть. И рано или поздно они тоже начинают работать. То есть они включаются в нужное время, но не всегда могут реализоваться. Глубинные программы эти накладываются на более "поверхностные" - во многом нанесенные из социума. И при благоприятных условиях, они совпадают - тогда и личность развивается без особых проблем, и в жизни такого человека не происходит ничего экстраординарного - он учится, находит себе подходящую пару, создает семью, растит детей. Глядя на такого человека всегда говорят: "Везет ему - все получается! Какой счастливый человек!" Даже если звезды и подбросят какую-нибудь небольшую встряску , так это так - пощекотать, чтобы не заснул. Но, как правило, даже такие встряски человек проходит легко. Легче чем его собрат, у которого не все гладко с действием основных программ. Посмотрим что происходит , когда человек создает семью. Жизнь в семье и я в это верю - одна из основных программ, хотя бы потому что именно в семье проще выполнить функцию продолжения рода. Ну вот такая вот простая биологическая программка. как же она согласуется с психологической? Уже давно они не существуют одна без другой. И если с биологической все более-менее понятно, то психологическую зачастую нужно отредактировать. Очистить от других наслоений. Наслоения эти в основном бывают от включения другой не менее мощной программы - программы самореализации. каждого человека ведет некая сила - раскрыться максимально, реализовать все то,что заложено в нем. Или то, с чем душа пришла в этот раз. Но не буду углубляться в столь сложные материи как разговоры о душе и ее желаниях. Самореализация начинается как только человек начинает ощущать себя отдельной уникальной личностью. И пути этой реализации могут быть многообразны.
Все мы хотим реализовать себя в этой жизни. Ну желательно еще в этой, а то потом можно и не вспомнить - реализовался ты в предыдущей или нет. Так вот, чтобы не жить с этим вопросом из воплощения в воплощение, все мы хотим воплотить наши умения и старания, быть нужными и интересными , полезными и прочая и прочая... . И вот наступает момент как будто кто-то взял и хлопнув в ладоши заорал:" Реализуйся кто может!" И тихонечко добавил:" И как может".
- И как Ви можете?
- Я таки да - еще могу!
(из подслушанного в Одессе)
Конечно же самое первое место, где будет расцветать реализация - это самый близкий круг- семья.
Если раскрытие ребенка происходит согласно его потребностям и талантам, то он пройдет все этапы в свое время. Но если что-то подавлено, заторможено искусственно, то рано или поздно все равно программа сработает и тогда будет сбой в чем-то другом.
Мальчикам и девочкам с детства общество через своих агентов-взрослых навязывает или подсказывает пути самореализации , заполняя полки магазинов и опустошая кошельки родителей. Машинки и железные дороги, солдатики и танки, куклы и наряды к ним, альбомы , книжки-раскраски и конечно же традиционные игры. Роли распределены игра началась.
- Ты будешь как будто мама, а я буду как будто папа. Я приду с работы, упаду возле двери, а ты кричи: "Опять деньги пропил!"
(Из игры во-взрослых. Пролетарский район. Двор.72-й год)
Но не все мальчики и девочки послушно следовали сценариям и играли в "правильные" игры. Кто-то из девочек не хотел играть роль такой мамы, да и вообще мамы как таковой и радостно лазила такая девочка по деревьям и окрестным садам, воруя яблоки вместе с мальчишками. А кто-то из мальчиков носа на улицу не казал - не пускали. нет, пускали,конечно, но в сопровождении бабушки, которая зимой держала за шарф сзади , а летом за неимением шарфа, просто оглашала криками двор:" Мыыыша!!!! И шо ж ты за ребенок! Иди-ка сюда! Я тебе носик вытру!" И вот мы все выросли и шагнув из родительского дома в свой, продолжаем играть в те же игры. А не работает. Не идет. Вернее идет. Только одна игра - в семью. И правила для всех одни и те же. И набор ролей невелик. И правила таковы,что роли нужно исполнять. Не исполняешь - и все это чувствуют. И нет суфлера в будке. Т.е. есть, конечно, психологи там всякие, консультанты, лекторы-учителя. Книги написаны и пишутся и я надеюсь,что и из этих заметок-мыслей вырастет нечто большое и умно-светлое, но все-равно в жизни все гораздо проще. Проще то,что мужчины и женщины - разные и это сразу бросается в глаза и все видят - вот девочка, а вот - мальчик. Простота в том, что для мужчин и для женщин предначертаны(уготованы, продиктованы природой, заложены программы, нашептали ангелы - пусть каждый выберет на свой вкус, но суть не изменится) различные пути самореализации в этой-конкретной жизни, куда мы пришли мальчиками или девочками. Простота ролей в семье поражает своей простотой , уж извините за тавтологию. Только, вступая на сцену, роли или подразумеваются или просто продолжают исполняться из предыдущей пьесы. Но режиссера нет. Отсутствует. не пришел. Забыл. Заболел. Нет его. И тогда уже по ходу пьесы нужно подстраиваться, если что-то не звучит, а если и вовсе не идет спектакль, то тогда самые отчаянные, ну чтобы пьесу доиграть, прыгают в зал и смотрят оттуда, а потом становятся режиссерами и меняют стиль исполнения.
Тель Авив, 2012
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий