пятница, 5 сентября 2014 г.

Абстинентный синдром

Моя коллега по работе, доктор-психиатр любит рассказывать притчу о мудреце, который жил в деревне и каждый день читал проповедь на поляне под деревом. У мудреца был кот, который всегда мешал ему читать проповедь, и поэтому его привязывали к дереву, чтобы не мешал. Однажды кот пропал, и вся деревня отправилась на его поиски, чтобы привязать его к дереву, чтобы тот не мешал читать проповедь.

Очередная война закончилась и я сейчас много встречаюсь с людьми, которые пережили наиболее интенсивные обстрелы. И вот что интересно...Часть из них, и не маленькая часть. извиняясь и с многочисленными оговорками, говорит о том, что им ...да-да! Не хватает тех ощущений, которые они испытали во время войны. Нет, не замирания сердца после сирены, в ожидании - упадёт или будет сбита ракета, Не страхов конкретных, но разговоров и обсуждений, постоянно включенного телевизора или радио. Ощущения единства и сплоченности, Постоянные обзвоны друзей и родственников, Рассказы о том кого и где застала сирена.

Я думаю, что люди, пережившие за последние восемь лет четыре войны, стали таки немножечко адреналино-зависимыми.

Очень хочется отпустить своего "кота"

6 комментариев:

  1. Да, это есть. Но наверное, дело не только в адреналине. У меня тоже были в России клиенты после Чечни. Рассказывающие, что в обычной жизни просто нет таких отношений, такого братства и такой поддержки, как там, на войне.
    Вот так идут по жизни и ищут эти идеальные или идеализированные отношения...
    И не замечают того, что рядом...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, но в отличие от "Афганского" (чеченского и пр) синдрома, мы все участвуем в войнах. Всё население. Мы не возвращаемся в "другую" реальность, где нет войны и все сопутствующих ей атрибутов. Мы внутри.

      Удалить
    2. Да, просто сама реальность немного меняется, нет?
      Ты же сам пишешь "Не хватает тех ощущений, которые они испытали во время войны" - т.е. реальность изменилась.
      И ты же как раз и пишешь о нехватке именно единства и сплоченности. Поэтому я и провела эту параллель.

      Удалить
    3. Но если, на твой взгляд, параллель некорректна, то ладно :)

      Удалить
    4. Очень даже корректное сравнение. И все правильно ты видишь:) Реальность меняется, а психика "тормозит", не перестраивается под изменившуюся реальность. С "афганским" и пр. синдромами даже немного проще . Там человек физически выходит из военной реальности и его нужно адаптировать к не военной. А у нас реальность постоянно одна. Я имею в виду физическую реальность. Выйти некуда. Надо затрачивать бОльшие ресурсы для адаптации.

      Удалить
    5. Мне видится еще про поддержку. Т.е. в военное время она была, и мощная, не смотря на страх и прерывистость жизни ("единство и сплоченность"). А потом раз - и закончилась, И надо включать ресурсы для самоподдрежки, а это сложно. Ну и второе - выходить из слияния тоже для многих задачка та еще... Безопасность же при этом теряется. И себя обнаруживать надо.
      Ну, мне так видится. Могу ошибаться :) Но мне как-то сильно про конфлюенцию откликнулось.

      Удалить